Недавно делал с сыном уроки, и, честно говоря, был в ужасе от школьной программы обучения. Сын учится во втором классе. Только-только начал нормально писать, это притом, что он левша. А тут каждый день задание – звукобуквенный разбор слова, которое заключается в том, чтобы написать, сколько в слове букв (ну это просто), сколько звуков, сколько слогов, написать транскрипцию слова (т.е. как слово слышится, а не пишется), сколько гласных букв, сколько согласных букв, и разбор каждого звука (мягкий, твердый, глухой, звонкий, гласный, согласный). И вот это задание толкнуло меня на мысль – как это может пригодиться в жизни, если ребенок не пойдет в филологический институт. Может тем людям, которые составляют учебники для младших классов, и, кажется забавным разбирать слова, но для ребенка во втором классе это задание оказывается нудным и трудным.
Если бы это, хотя бы помогало в правильном написании слов, но эту связь я уловить не могу, хотя являюсь человеком с высшем техническим образованием. Также мне не ясно, зачем нужно разбирать предложения по членам, подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Ведь эти знания нужны только тогда, когда ты изучаешь чужой язык с жестким порядком слов (например, английский или немецкий), но не русский. С детства дети учатся устной речи у своих родителей, повторяя за ними, и разбор предложений вряд ли научит их как-то по-другому говорить, т.к. ребенок больше общается с домашними, нежели с учителями русского языка. Все это лично мне не пригодилось в жизни. Отчеты на работе и служебные записки я учился писать исходя из того, как принято это делать на данном предприятии, а не из соображения - куда поставить подлежащее или сказуемое чтобы все это записать.
Я считаю, что в русском языке главное знать основные правила написания слов, уметь проверять безударные согласные, а так же знать как пишутся словарные слова. Человек должен быть грамотным. Но в школе нам дают очень много лишней информации, которая с трудом усваивается, и у детей от этого каша в голове. Эти знания нужны специалистам своего дела, а не детям младшей школы. Дети в школе реально не успевают за школьной программой 2 класса, пока они пытаются понять и вникнуть в одну тему, им начинают давать другую. И за счет этого учителя тратят лишние часы на не нужное никому обучение, вместо того, чтобы вдалбливать детям основные истины, до тех пор, пока они не поймут.
Согласен с Вами, Юрий!
У меня дочка во втором классе, очень много лишнего. И многое нелогично.
Как я Вас понимаю, уважаемый Викинг!
И это далеко не всё, что я хотел написать. Думаю, будут еще статьи. Уж очень насущная проблема.
Похоже, пойду в разрез со всеми.
Чувствуется, что папу просто попросили помочь ребенку разобраться с уроками, когда обычно это делает кто-то другой. Терпение, папа, терпение! Сразу скажу, что я не педагог.
Да, в школе много лишней информации. Да, детям тяжело.
Но, именно подобный подход сделал из нас грамотных людей. Учи мы только то, что предложили Вы, мы бы до сих пор были на уровне дореволюционной России. А Ломоносовых у нас, извините, не каждый второй.
Да, я занималась со старшей дочерью в начальной школе по несколько часов в день, разжевывая и объясняя то, что ребенок не понял. Зато теперь она самостоятельная. Младшей практически тогда не помогала – результат – много упущено, “хвосты” с начальной школы. Хотя, более сообразительная, но благодаря тому, что не было системы, ФУНДАМЕНТА, полученные легко знания так же легко и испарились.
Не забывайте еще несколько важных моментов:
1 – Вы никогда не добьетесь отличных результатов в изучении иностранного языка, не зная всю подноготную, технику и т.п. и т.д. родного (говорю как мама детей, учащихся в спецклассах с углубленным изучением иностранных языков).
2. Все мы приходим в школу детьми, имеющими ограниченный круг общения (семья, садик, двор). В школе появляется группа учителей с манерой подачи нового материала совсем отличной от родительской. Ребенок не один, ему преподаватель не может разжевать как мама, ребенок может стесняться или бояться сказать, что он что-то не понял. Да и объем материала – раньше было чуть-чуть, сейчас много. А выучить надо обязательно, без снисхождения, и без всяких “потом, успеется”.
3. В начальной школе проявляются заболевания, на которые раньше не обращали внимание, а с появившимися требованиями и нагрузками они выявились. Например, некоторые путают направление написания букв. Это тоже сильно мешает ребенку. Главное вовремя помочь ребенку.
4. Если говорить ребенку, что программа сложная и много лишнего, он послушается, естественно, кого? Маму с папой. Они для него авторитет. Что в итоге? Раз мама с папой говорит, что сложно и много лишнего, так что же я буду напрягаться?
Я закончила в свое время педагогический институт, и там та же проблема много не нужного. У нас вся система образования построена на том, чтобы мы изучали годами то, что применить в своей профессии не сможем. Такая система преподавания, конечно, идет с начальной школы.
Вот как! Оказывается и преподавателям несладко живется. Им приходится обучать детей тому, с чем и они, порой, не согласны…
Да….С русским языком население хромает…..Иногда просто уши вянут.
Точно подмечено!
Пожалуй я тут с Вами полностью соглашусь! Зачем это нашим детям, если даже нам не пригодилось?
Реформы образования привели к тому, что между поколениями уже начинает формироваться языковой барьер. И это у жителей одного государства, за какие -то 10 – 12 лет. Эволюция со своими скоростями отдыхает!
Совершенно согласен.
То ли еще будет, когда сын будет в старших классах! Столько галиматьи, что удивляешься – а как мы выросли без всего этого и получили высшее образование?
Вы совершенно правы. Столько ненужной информации, что у ребенка пропадает желание учиться. Учиться должно быть интересно, а у нас все наоборот.
Очень правильная и полезная статья.
Точно подмечено. С каждой школьной реформой обучение детей все больше усложняется. Нас учили намного проще.
По-моему в Министерстве образования уже такого намудрили с этими программами, ЕГЭ и пр., что уже сами понять ничего не могут. А наши дети от этого страдают.
Абсолютно согласен с вами